Сорван аукцион по продаже аэропорта "Казань" и авиакомпании "Татарстан"
19 августа 2004 года

Представители Министерства земельных и имущественных отношений Татарстана, в чьей собственности находятся эмитенты, причиной срыва крупнейшей за последние годы сделки с госактивами назвали отсутствие заявок покупателей. Однако, по мнению местных экспертов, торги пришлось отменить из-за того, что правительство республики не договорилось с главным претендентом на приобретение обоих компании — банком «Русский стандарт» — об условиях сделки.

Справка: ОАО «Авиакомпания Татарстан» создано в 2000 году. Уставный капитал составляет 85,4 млн руб., который полностью принадлежит государству в лице Министерства земельных и имущественных отношений РТ (МЗИО). Авиапарк компании насчитывает 23 самолета. В прошлом году компания перевезла 241,8 тыс. пассажиров и 671,2 т грузов. Выручка от продаж составила 882 млн руб. (в 2002 году — 753,6 млн руб.), чистая прибыль компании превысила 17,8 млн руб. (в 2002 году — 347 тыс. руб.). В этом году общество планирует получить 17,9 млн руб. чистой прибыли, выручку от продаж в размере 1,138 млрд руб.
ОАО «Международный аэропорт “Казань“» (МАК) создано в 1998 году. Уставный капитал составляет 73,7 млн руб., полностью находится в собственности МЗИО. МАК является базовым для авиакомпании «Татарстан», обслуживает более 10 российских перевозчиков. В прошлом году выручка МАК составила 127 млн руб. (в 2002 году — 107,5 млн руб.), убытки — 20 млн руб. (в 2002 году — 34 млн руб.). В этом году МАК намерен выйти на безубыточный уровень работы.

Намеченный на 20 августа открытый аукцион по продаже МАК и авиакомпании «Татарстан» эксперты сразу назвали крупнейшей за последние несколько лет в республике продажей госактивов. Сразу после объявления даты аукциона 16 июля представители продавца, МАК и авиакомпании сообщили „Ъ“, что потенциальные инвесторы на госпакеты эмитентов есть. Так, заместитель генерального директора авиакомпании «Татарстан» Владимир Некрашевич заявил, что «интерес к авиакомпании проявляют несколько потенциальных инвесторов». Через несколько дней министр земельных и имущественных отношений РТ Валерий Васильев на пресс-конференции сообщил, что скорее всего у эмитентов будет один покупатель, при этом он отметил, что в этом случае, объединять МАК и авиакомпанию в единый холдинг не следует. Имя претендента до аукциона официальные лица раскрывать не стали, но по неофициальной информации основным покупателем, с которой правительство вело переговоры, являлся банк «Русский стандарт», причем, переговоры с банком о покупке авиакомпании велись еще задолго до объявления аукциона.
Тем не менее, в понедельник Валерий Васильев подписал неожиданное распоряжение о снятии с аукциона госпакета акций МАК. В коротком документе говорится, что это делается «в целях реализации стратегии управления пакетами акций, находящимися в госсобственности республики, и обеспечения расширения круга потенциальных инвесторов». Вчера вечером стало ясно, что не состоится аукцион и по продаже авиакомпании «Татарстан». В 17.00 истек срок приема заявок на участие в торгах, после чего председатель аукционной комиссии – начальник управления МЗИО РТ Евгений Сорокин подписал протокол аукционной комиссии об отмене мероприятия — в связи с отсутствием заявок.
Вчера Евгений Сорокин пояснил „Ъ“, что желающие купить аэропорт и авиакомпанию действительно были, но дальше переговоров с потенциальными инвесторами дело не пошло. Решение МЗИО о снятии с торгов МАК он объяснил нехваткой времени для подготовки такого ответственного мероприятия. «В период подготовки аукциона стало ясно, что за минимальный отведенный законодательством срок по приему заявок на аукцион потенциальные инвесторы не получили возможность ознакомиться с деятельностью аэропорта», сказал господин Сорокин. Он пояснил, что выставляемые на продажу предприятия являются крупными эмитентами и инвесторов интересует значительно больший объем информации, нежели тот, который представлен в официальном сообщении продавца о проведении аукциона. Он также добавил, что формально распоряжение МЗИО и протокол комиссии не отменяют продажу аэропорта и авиакомпании в будущем, но будет ли назначены новый аукцион, сказать не смог.
По неофициальной информации, правительство РТ не договорилось с главным претендентом на покупку компаний – банком «Русский стандарт» — об условиях предстоящей сделки. При этом, по сведениям „Ъ“, речь не идет о цене, в которой бы не сошлись продавец и покупатель. Отметим, что МЗИО установило стартовую цену продажи авиакомпании в 457 млн руб. (в 5,37 раз больше уставного капитала), а на МАК – в 73,7 млн руб., что соответствует размеру его УК. Впрочем, местные аналитики не исключают, что «Русский стандарт» сам отказался от участия в аукционе. Как известно, в конце июля половину этого банка купил французский банк BNP Paribas. Вполне возможно, что в планы новых хозяев «Русского стандарта» не входило приобретение татарстанских авиационных активов.
Вчера в «Русском стандарте» от комментариев по поводу несостоявшейся сделки уклонились. В московском офисе холдинга „Ъ“ сообщили, что глава банка Рустам Тарико (который, по данным „Ъ“, непосредственно вел переговоры с правительством РТ о сделках) находится в отъезде, а без него говорить на эту тему никто не уполномочен.

ТАТЬЯНА КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ - Казань"